Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2007

Педагогический университет "Первое сентября"

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


 

О.В. КРЫЛОВА

 

Система практических работ
по географии в 6–10 классах

Учебный план


газеты
Учебный материал
17 Лекция 1. Практические работы по географии
18 Лекция 2. Примерное содержание и методика организации практических работ в 6-м классе
19 Лекция 3. Примерное содержание и методика организации практических работ в 7-м классе
20 Лекция 4. Примерное содержание и методика организации практических работ в 8-м классе

Контрольная работа № 1

21 Лекция 5. Примерное содержание и методика организации практических работ по географии России в 9-м классе
22 Лекция 6. Проектная деятельность учащихся по географии

Контрольная работа № 2

23 Лекция 7. Примерное содержание и методика организации практических работ в 10-м классе
24 Лекция 8. Система практических работ по географии

Итоговая работа

Лекция 4

Примерное содержание и методика
организации практических работ в 8 классе

О некоторых особенностях изучения географии России

В 8-м классе учащимся предстоит продолжить изучение географии. За предыдущий двухлетний период обучения им стали известны почти все основные физико-географические понятия и закономерности. У восьмиклассников есть большой объем фактических знаний и представлений о Земле и ее регионах, как на примере материков и океанов, так и на примере отдельных районов и государств мира. В 6-м и особенно в 7-м классах ученики работали почти со всеми общегеографическими и тематическими (за исключением экономических) картами, которые отличаются от тех, что будут использоваться в 8-м классе, в бо?льшей степени охватом территории и проекциями, но не собственно способами передачи содержания. Этот капитал знаний и умений необходимо использовать; именно его наличие является условием успешной реализации комплексного подхода к изучению географии России. Приведем пример.

На уроке по изучению географического положения страны (первая учебная тема по предмету) констатируется, что «Россия — самое холодное в мире государство». Откроем климатическую карту России. Учащимся известны и климатические пояса мира, и соответствующие им типы климата, а также приемы работы с соответствующими тематическими картами, и они сами могут определить:

— почти четверть территории страны находится севернее полярного круга, следовательно, население живет в условиях полярного дня и полярной ночи;

— большая часть территории России находится в умеренном климатическом поясе;

— острова Северного Ледовитого океана и азиатское побережье страны — в арктическом поясе;

— от побережья Баренцева моря до Охотского моря протягивается субарктический пояс, при этом на востоке страны его южная граница почти достигает широты Санкт-Петербурга.

Так они сумеют составить ответ о разнообразии климатических условий на территории страны.

Обратившись к карте природных зон России, ученики могут установить, что самое холодное в мире государство:

— простирается с севера на юг от зоны арктических пустынь до степей и пустынь умеренного пояса на юге Европейской части и Западной Сибири;

— большей частью находится в лесной, преимущественно таежной, зоне;

— имеет небольшой участок субтропиков на побережье Черного моря.

Ученики могут отметить, что благодаря положению в умеренном поясе на территории страны протекают полноводные реки, а расположенные в арктическом и субарктическом поясах омывающие Россию моря Северного Ледовитого и Тихого океанов отличаются суровыми климатическими условиями. Словом, восьмиклассники могут составить содержательный ответ о следствиях широтного положения России.

Обратившись к карте плотности населения, ученики способны определить главные особенности размещения населения — получить новые знания. При этом они могут привести примеры субъектов федерации, в которых плотность населения наиболее низкая или, наоборот, высокая, и указать на причинно-следственные связи с географическим положением по широте. Рассматривая с восьмиклассниками другую особенность географического положения — исключительную протяженность России с запада на восток, можно говорить не только о территориальных различиях во времени, но и о возрастающей с запада на восток континентальности климата и о ее влиянии на размещение населения. Комплексность изучения географии страны проявляется в установлении взаимосвязей: географическое положение — природные условия — размещение населения.

Подведем итоги:

1. Первую тему курса «Географии России» — о географическом положении страны и его следствиях — целесообразно изучать, опираясь на уже известные учащимся знания и используя разные по содержанию карты, в том числе и по темам, которые только предстоит изучать в дальнейшем. Новые для восьмиклассников тематические карты становятся источниками новых знаний, например, о размещении населения.

2. Выделение главной полосы расселения — лишь начало изучения этого нового географического понятия, которое будет осуществляться на протяжении всего учебного года. Словом, нужно отойти от сложившегося стереотипа: про климат можно только в теме «Климат», про природные зоны — только в теме «Природные зоны», про население — в теме «Население» где-то в конце учебного года, а то и вовсе в 9-м. Подобное ожидание «соответствующей» темы может привести к невосполнимым потерям — восьмиклассники разучатся применять имеющиеся знания и умения, и географию России придется изучать словно «с чистого листа».

В самом начале учебного года необходимо восполнить некоторые пробелы, способные помешать успешному изучению географии России. Парадокс, но очень многие восьмиклассники не знают территорию своей собственной страны, например, крупные регионы России. Следовательно, эти регионы необходимо изучить, для этого поработать с картами атласа и установить необходимые пространственные соотношения, например, проговорить, что Западная Сибирь:

— примерно совпадает с Западно-Сибирской равниной;

— протягивается от побережья Карского моря до южной границы России;

— находится между Уралом и р. Енисей…

Важно наполнить фактическим содержанием казалось бы вполне известные суждения. Приведем пример и задания для учащихся.

Россия — самое большое по величине территории государство современного мира, площадь которого 17,1 млн км2.

1. Определите, с какими планетарными объектами можно сравнить ее площадь, и приведите сравнения.

2. Сравните ее площадь с площадью других стран, определив при этом ранги сравнения.

3. Пользуясь картосхемой «Площадь Российской Федерации» (рис. 1), сравните площади Российской Федерации и ее субъектов.

4. Расскажите о площади субъекта федерации, в котором вы живете.

5. Вычислите протяженность страны с запада на восток.

Выполнив подобные задания, ученики усваивают три возможных ранга сравнений: а) с материками; б) с крупнейшими странами мира, площадь территории которых близка к 10 млн км2; в) с европейскими странами, площадь которых измеряется сотнями и десятками тысяч квадратных километров. По аналогии ученики могут составить варианты представления площади субъекта федерации, в котором проживают.

Рис. 1. Площадь территории России в сравнении с другими странами мира
Рис. 1. Площадь территории России
в сравнении с другими странами мира

Что такое полет продолжительностью 9 часов? В Москве 9 часов утра: в школе начинается первый урок, а из аэропорта Домодедово взлетает самолет Ил-62. За время урока он набирает высоту 9000 м и берет курс на Владивосток. Полет продолжается, и уроки продолжаются. К концу четвертого урока самолет пересечет Европейскую часть страны и продолжит полет над просторами Сибири. Уроки закончились, прошел обед, кое-кто успел уже и погулять, а воздушный лайнер по-прежнему летит над Сибирью. И лишь когда в Москве уже наступит вечер, самолет приземлится в аэропорту Владивостока, на самом юго-востоке страны, на берегу Тихого океана.

В Москве 18 часов, а во Владивостоке уже глубокая ночь — 1 час ночи новых суток.

Практические работы
на основе одной или нескольких тематических карт

Большинство предлагаемых в программах практических работ на основе тематических карт не слишком отличаются от тех, которые учащиеся выполняли в 7-м классе, — например, семиклассники успешно устанавливали взаимосвязи между строением, рельефом и полезными ископаемыми или выявляли роль отдельных климатических факторов для тех или иных территорий Земли. В 8-м классе им предлагают делать то же самое с точки зрения картографических умений, по-прежнему работать с мелкомасштабными картами с очень высоким уровнем генерализации. Гораздо целесообразнее привносить в практические работы что-то именно с позиций конкретности содержания географии России, что способствовало бы получению новых знаний и поддерживало интерес к предмету.

Восьмиклассники многое умеют, например, составить описание рельефа России по физической карте. При выполнении этой практической работы необходимо проследить, чтобы учащиеся, во-первых, выявили главные особенности рельефа, во-вторых, указали на возможно большее число следствий, например: а) преобладание равнин и открытость воздушным массам с Северного Ледовитого океана; б) общий уклон поверхности к северу и, как следствие, общее направление течения сибирских рек; в) разнообразие высот Восточно-Европейской равнины, образованной многочисленными возвышенностями и низменностями, и множественность направлений рек Европейской части России, принадлежащих бассейнам разных океанов, и т.д. Для получения новых знаний целесообразно сопоставить физическую карту с картой размещения населения. Ученики смогут определить, что в пределах главной полосы расселения горные области, особенно на юге Сибири и Дальнем Востоке, отличаются меньшей плотностью, а также привести другие примеры влияния рельефа на размещение населения. Полезно также соотнести размещение крупных форм рельефа и карту федеративного устройства страны. Отвечая на вопрос о районах концентрации национально-территориальных образований, ученики укажут на Северный Кавказ, Урал, горы юга Сибири. При наличии карты народов можно обратить внимание учащихся на названия языковых семей — северо-кавказской, уральской, алтайской — и вновь обсудить вопрос о роли гор, теперь уже как этнографических рубежей. Таким образом, содержание практической работы о рельефе «затягивает» в себя знания о климате, внутренних водах, населении страны и способствует формированию целостного восприятия географии.

Работам по характеристике отдельных территорий можно также придать новое содержание. Сравним варианты.

Практическая работа.

Характеристика рельефа и полезных ископаемых (на примере Западно-Сибирской равнины)

Вариант 1

1. По физической карте России и (или) физической карте Западной Сибири

а) составьте описание рельефа Западно-Сибирской равнины;

б) перечислите в форме тезисов наиболее существенные особенности рельефа равнины;

в) составьте характеристику рельефа и полезных ископаемых Западно-Сибирской равнины.

2. По тектонической карте России расскажите об особенностях строения Западно-Сибирской равнины.

3. Выделите районы распространения нефтяных и газовых месторождений и укажите, на территории каких субъектов Российской Федерации они находятся.

В данном случае учащимся указаны не только последовательность выполнения работы, но даже необходимые карты. В другом случае задание может быть лаконичнее.

Вариант 2

Пользуясь необходимыми картами, составьте характеристику рельефа и строения Западно-Сибирской равнины. Выделите основные районы нефтяных и газовых месторождений и укажите, на территории каких субъектов Российской Федерации они находятся.

Вариант 3

1. Пользуясь необходимыми картами атласа, устно определите:

а) основные особенности рельефа и строения Западно-Сибирской равнины;

б) основные районы нефтяных и газовых месторождений;

в) среднюю плотность населения и особенности размещении населения.

2. В Западной Сибири много молодых городов.

а) нанесите их на карту и укажите численность населения (табл. 1);

б) обозначьте основные месторождения нефти и газа, с освоением которых возникли названные города.

Таблица 1

Численность населения новых городов
Западной Сибири

Город, год получения городского статуса Численность, тыс. чел., 2007 Причины
возникновения города
Урай, 1965 4,4 С 1949 г. поселок лесозаготовителей.
С 1960 г. освоение первого промышленного месторождения нефти — Шаимского
Нефтеюганск, 1967 114,7 Вырос на месте д. Усть-Балык. Освоение Усть-Балыкского месторождения нефти
Надым, 1972 48.5 Освоение газового месторождения Медвежье
Нижневартовск, 1972 24,2 Освоение Самотлорского месторождения нефти
Мегион, 1980 48,4 Освоение нефтяных месторождений
Новый Уренгой, 1980 117 Освоение Уренгойского газоконденсатного месторождения
Ноябрьск, 1982 107,4 Освоение Холмогорского, Суторминского и других нефтяных месторождений
Когалым, 1985 58,5 Освоение месторождений нефти
Радужный, 1985 47,8 Освоение Варьеганского месторождения нефти и газа
Нягань, 1985 55,6 Вырос из пос. Нях. Освоение Красноленинского месторождения нефти
Губкинский, 1986 22,3 Поселок основан в 1969 г. Освоение месторождений нефти и газа
Белоярский, 1988 20 Освоение месторождений нефти
Муравленко, 1990 37,1 В 1984 г. возник пос. Муравленко. Освоение Муравленковской группы месторождений нефти

Выполняя задание 2, применяйте пунсоны разного диаметра. Выберите масштаб пунсонов сами, в зависимости от размеров карты. Выделите следующие градации численности населения:

• менее 20 тыс.,

• 20—50 тыс.,

• 50—100 тыс.,

• 100—200 тыс.,

• более 200 тыс.

3. На основании изученных материалов расскажите о хозяйственном освоении минеральных ресурсов Западно-Сибирской равнины. Придумайте название карте и дополните ее содержанием, отвечающим вашему названию.

4. В географических атласах тематические карты нередко сопровождаются пояснительным текстом. Составьте такой сопроводительный текст к вашей карте.

В разных программах есть примерно одинаковые работы: «Характеристика реки и ее хозяйственное использование», «Составление характеристики реки с использованием одной или нескольких тематических карт», «Характеристика реки с точки зрения возможного хозяйственного использования». Попробуем предложить возможный вариант проведения такой работы.

Практическая работа.

Характеристика реки Енисей

Оборудование: атлас по географии для 8-го (8—9) класса

1. Составьте характеристику реки Енисей, пользуясь необходимыми картами атласа.

Попробуем определить примерное содержание работы.

По карте федеративного устройства России ученики могут определить, что исток Енисея находится в Республике Тыва, что в верхнем течении река протекает по границе Республики Хакасия и что далее на большом протяжении Енисей протекает по территории Красноярского края.

По физической карте России или Западной Сибири восьмиклассники могут определить:

• общее направление течения реки;

• расположение относительно крупных форм рельефа, — в частности, указать, что в верхнем течении Енисей протекает в Саянах;

• расположение истока;

• устье реки и его вид;

• крупные притоки, причем обратить внимание, что все они правые, а также вычислить примерную протяженность [длина Енисея 4092 км] и назвать Красноярское и Саяно-Шушенское водохранилища, расположенные в верхнем течении.

По тектонической карте ученики могут установить следующее:

• верховья Енисея находятся в области байкальской складчатости, в сейсмоопасном районе страны, где есть угроза землетрясений. При наличии в атласе карты сейсмичности более точно указать сейсмичность территории в баллах;

• Енисей протекает по восточному краю Западно-Сибирской плиты на границе с древней Сибирской платформой.

Сопоставив тектоническую и физическую карты, можно определить, что левый берег реки низкий (абсолютные высоты преимущественно менее 100 м), в то время как правый высокий. Ученики могут указать, что вдоль правого берега реки ниже Красноярска до Подкаменной Тунгуски тянется Енисейский кряж, сформированный байкальской складчатостью, а далее на север — Среднесибирское плоскогорье.

По климатической карте, в зависимости от степени ее подробности, ученики могут установить, что основная часть бассейна Енисея находится в умеренном климатическом поясе, в области континентального климата, нижнее течение реки к северу от полярного круга — в области субарктического климата, а самый северный отрезок русла до Енисейского залива уже в арктическом поясе. При необходимости ученики могут рассказать об особенностях названных типов климата.

По карте природных зон учащиеся определят, что бо'льшая часть бассейна лежит в таежной зоне (преимущественно темнохвойных лесов — по карте растительности), а низовья — в лесотундре и тундре.

По карте водного режима можно определить, что в верхнем течении в Саянах река имеет дождевое питание с элементами ледникового и паводочный режим с возможными паводками в июне — июле. На равнинной части у Енисея снеговое питание, половодье в апреле в среднем течении и в мае в нижнем.

По картам замерзания и вскрытия рек могут подсчитать продолжительность ледостава в нижнем, среднем и верхнем течении реки.

На основе анализа карт получается большая по объему характеристика природных особенностей реки. Ее можно дополнить сведениями (по карте размещения населения) о чрезвычайно низкой плотности населения (менее 10 человек на км2) в бассейне реки и лишь немного большей, но по-прежнему низкой (от 10 до 20 человек на км2 ) на южном участке до р. Ангары. Что касается хозяйственной деятельности человека, то без привлечения дополнительных источников информации ученики смогут сказать лишь общие фразы о судоходстве, рыболовстве местного значения; даже о ГЭС восьмиклассники вряд ли упомянут по причине отсутствия их обозначений на карте. На этом можно бы и остановиться, выставить отметки за выполненную работу, заранее определив, в какой — устной или письменной — форме она будет проводиться.

Но можно размышлять дальше. Полученная характеристика — результат (очень хороший результат!) самостоятельной работы учащихся, полученный на основе имеющихся знаний и умений по предмету. Однако по содержанию характеристика Енисея все-таки несколько общая — без единичных понятий и конкретных сведений, что объясняется мелким масштабом учебных карт. Поэтому можно дополнить работу другими заданиями.

Практическая работа.

Характеристика реки Енисей (продолжение)

2. Обозначьте на контурной карте города на берегах р. Енисей и укажите численность их населения (табл. 2)

Таблица 2

Города на реке Енисей

Город Численность населения
(на 1 января 2007), тыс. чел.
Краткие сведения
из истории возникновения
Кызыл 108 Основан в 1914 г.
Саяногорск 49 Город с 1975 г., на месте поселка строителей Саяно-Шушенской ГЭС
Абакан 163 В 1675 г. основан Абаканский острог. С 1931 г. город
Минусинск* 67 С 1822 г. город на месте села Минусинское
Дивногорск 31 В 1957 г. поселок строителей Красноярской ГЭС, с 1963 г. город
Красноярск 927 В 1628 г. основан острог Красный Яр
Лесосибирск 64 Поселок по переработке леса, с 1975 г. город
Енисейск 19 В 1619 г. основан Енисейский острог, с 1678 г. город
Игарка 7 С 1929 г. порт по вывозу леса, с 1931 г. город
Дудинка 25 В 1667 г. основано ясачное зимовье. В 1936 г. построен морской причал, с 1951 г. город
Норильск* 209 Город с 1953 г. — начало работы медно-никелевого комбината.

* Города, отмеченные звездочками (*), находятся не на реке, а вблизи нее; Норильск — сравнительно далеко.

 

3. Подчеркните названия городов, являющихся центрами субъектов федерации.

4. Познакомьтесь с краткими сведениями о возникновении городов.

5. Определите географическое положение городов.

6. Дополните характеристику реки новыми сведениями.

Учащиеся получают новую информацию для размышления и делают выводы, что одни из современных городов на Енисее выросли из старинных острогов, другие появились в результате хозяйственной деятельности, связанной с разработкой лесных и минеральных ресурсов в бассейне Енисея и с использованием гидроэнергетических ресурсов самой реки. Восьмиклассники могут:

• выделить два района концентрации городов;

• вычислить расстояния между ними;

• определить транспортное положение городов, например, возможности добраться до Норильска;

• сравнить численность населения.

При этом, вновь за уточнениями обратившись к тематическим картам атласа, школьники смогут:

• определить географическое положение месторождений полезных ископаемых, в частности в районе Норильска;

• более точно сравнить климатические условия, в которых живет население городов, расположенных в нижнем и верхнем течении;

• привести собственные аргументы, объясняющие различия в численности городов.

Все это позволит существенно дополнить характеристику реки, получив при этом новые знания.

Кроме того, необходимо решить, индивидуальной, групповой или коллективной будет работа. Можно также рассмотреть вариант, при котором группы составляют характеристики разных рек, а затем сравнивают их при коллективном обсуждении.

Практические работы на основе контурных карт

Рассмотрим несколько вариантов практических работ, которые могут выполняться непосредственно в процессе изучения или же по итогам изучения темы или разделов «Россия на карте», «Пространства России» и «Географическое положение России», представленных в разных программах.

Практическая работа.

Государственные границы Российской Федерации

1. Обведите границу России.

1. Астрономические границы проводятся по линиям градусной сети — параллелям и меридианам. Обозначьте границы Российского сектора Арктики, подпишите названия архипелагов и островов, которые в нем находятся.

2. Орографические границы проходят по горным хребтам. Подпишите названия гор и рек, по которым проходит граница России.

3. Гидрографические границы — по рекам и озерам.

4. Обведите морские границы России с США и Японией. Морские границы также могут быть отнесены к гидрографическим.

Протяженность территории Российской Федерации

2. Обозначьте крайние точки России и их географические координаты.

3. По градусной сети карты рассчитайте протяженность территории России с севера на юг по 50° в.д. и по 120° в.д. и с запада на восток по 70° с.ш. и по 50° с.ш.

4. По карте определите, на каком расстоянии от морей Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов находятся города: а) Пермь; б) Красноярск.

Пограничные государства Российской Федерации

5. 1. Государства, с которыми Россия имеет непосредственные границы, называются соседями 1-го порядка. Обозначьте территории этих государств определенным цветом и подпишите их названия.

2. Пограничные с Россией государства в свою очередь граничат с другими, которые будут для нашей страны соседями 2-го порядка. Обозначьте их территории другим цветом, подпишите их названия.

6. Обозначьте на карте субъект Российской Федерации, в котором вы живете. Обозначьте разными цветами его соседей 1-го порядка, 2-го порядка. Укажите названия этих субъектов. Уточните, есть ли среди выделенных территорий другие государства.

Приведенная выше работа из числа традиционных. Она может выполняться в классе или дома с использованием географического атласа.

Практическая работа.

Россия — государство огромных расстояний

Разработайте наиболее короткий маршрут беспосадочного перелета от Москвы до Хабаровска. Проложите этот маршрут: а) по карте России; б) по глобусу. Обозначьте на карте города, над которыми пройдут маршруты полетов. Сравните получившиеся варианты. Объясните, почему маршруты получились разными? Какой из них предпочтительнее? Почему?

Кратчайшая линия между двумя точками на поверхности земного шара называется ортодромия.

Данная работа несколько выходит за привычные рамки содержания. Нередко в самом начале работы ученики проводят отрезок прямой, соединяющий на плоскости карты Москву и Хабаровск, и начинают определять города, над которыми или вблизи которых проходит этот воображаемый маршрут. Прокладывание кратчайшего маршрута по глобусу дает совершенно иные результаты. В этом вся интрига задания — восьмиклассники сталкиваются с различиями изображения Земли на плоскости и с помощью объемной модели и делают выводы. Для выполнения заданий желательно предложить ученикам 2—3 бланковки контурной карты России масштаба 1 : 60 000 или 1 : 45 000.

Практические работы на основе статистических материалов

Большинство работ с использованием статистических материалов в 8-м классе связаны с изучением населения и также могут выполняться на контурных картах.

Практическая работа.

Плотность постоянного населения

1. Обведите границы федеральных округов.

2. По данным таблицы 3 постройте картограмму, показывающую плотность населения по федеральным округам.

Таблица 3

Плотность населения федеральных округов (на 1 января 2007 г.)

Федеральный
округ
Плотность населения,
чел/км2
Центральный 57,2
Северо-Западный 8,0
Южный 38,5
Приволжский 29,3
Уральский 6,7
Сибирский 3,8
Дальневосточный 1,1
Российская Федерация 8,3

Выделите градации плотности населения (чел/км2):

• от 1 до 5,

• от 5 до 10

• и далее по десяткам.

Раскраску или штриховку дайте тем интенсивнее, чем больше плотность населения.

3. Обозначьте субъекты федерации, отличающиеся рекордными для России показателями плотности населения.

Самая высокая плотность населения (чел/км2):

• Московская область — 145,1

• г. Москва — 9571,6

• г. Санкт-Петербург — 3267,5

Самая низкая плотность населения (чел/км2):

• Чукотский авт. округ — 0,07

• Ненецкий автономный округ — 0,2

• Республика Саха (Якутия) — 0,3

4. Подпишите названия федеральных округов.

5. Составьте устный или письменный рассказ на основе картограммы.

Практическая работа.

Городское и сельское население

1. Обведите границы федеральных округов.

2. По данным таблицы 4 постройте диаграммы на территории соответствующих федеральных округов, показывающие соотношение численности городского и сельского населения.

3. Подпишите названия федеральных округов.

Таблица 4

Доля городского и сельского
населения России
(на 1 января 2007 г.)

Федеральный
округ
Население, % Города
городское сельское число %
от общего
по России
Центральный 80,5 19,5 307  
Северо-Западный 82,2 17,8 145  
Южный 56,9 43,1 135  
Приволжский 70,1 29,9 197  
Уральский 79,5 20,5 115  
Сибирский 70,7 29,3 130 11,9
Дальневосточный 74,2 25,8 66  
Россия 73,0 27,0 1 095 100

4. По данным таблицы 4 постройте круговую диаграмму, показывающую число городов в федеральных округах в процентах от общего числа городов в России. Для выполнения задания сделайте необходимые вычисления.

5. Проанализируйте получившиеся материалы.