РОЛЬ КАРТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

1 стр.| 2 стр.

Работа с картой

Работа с картой в процессе обучения географии имеет цель - научить учеников понимать, читать и знать ее. Понимать карту - значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза. Читать карту - это уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, уметь изучать и понимать при помощи карты размещение состояния и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества. Для овладения чтением карты необходимы знания, а также картографические и географические многократные упражнения с картами. Карта сама служит богатым источником географических и картографических знаний, поэтому чтение карты - важный метод обучения географии.

Итак, знать карту - значит представлять по памяти взаимное расположение, форму и название определенных географических объектов.
Для обучения прочному знанию, к карте должна применяться определенная система приемов, ведущих к поставленной цели.

Выводы

Карта отражает языком условных символов не только размещение, но характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример, исторические, некоторые экономические и другие специальные карты. Возможности карты в указанном отношении значительно увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении пространственных связей и взаимодействия между ними.

В этом случае можно сделать заключение даже о таких свойствах предметов, которые на карте не отражены, но обусловлены тем, что на карте показано. Например: определяя по карте географическое положение, ученик может обоснованно охарактеризовать климат страны, ее растительность. Сопоставляя эти данные с изображением на карте рельефа и гидрографии, может сделать заключения о водном режиме рек, характере почв, об особенностях хозяйственной деятельности людей в данной природной обстановке.

Карта раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические и географические, а также умеет ими пользоваться, т.е. умеет читать карту. Сама карта, при умелом ее чтении выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития школьников.

прикрепляемым к краям каты. События текущей жизни, отмеченные на ней, постоянно привлекают интерес учеников к карте. Это способствует укреплению знания географической номенклатуры, развивает понимание карты и укрепляет навыки ее чтения. Вообще учитель должен стремиться к тому, чтобы географическая карта как можно чаще была перед глазами учащихся. Например, чтобы своя карта была у ученика и дома на стене, около его рабочего уголка.

Первые навыки работы с нею следует прививать в школе, отказываясь от чисто иллюстративного использования карт и приучая учащихся думать над картой, анализировать картографическое изображение так, как анализируются математические формулы и сложные чертежи. Только в этом случае карта станет реальным подспорьем в изучении географии.

Приемы обучения пониманию карты

Процесс введения детей в понимание карты длителен. В начальных классах они получают первичные знания и навыки в ориентировании на местности по Солнцу и компасу. Для изучения плана дети учатся изображать на бумаге направления по сторонам горизонта и расстояния по масштабу, знакомятся с планами. Наконец, рисуют планы окружения школы "на глаз", вырабатывают некоторые навыки ориентирования. Затем они учатся читать план местности, приложенный к учебнику и помещенный в атласе. Большинство этих действий производится в виде практических работ под руководством учителя. Все перечисленные работы подводят детей к пониманию карты. Для правильного понимания значения каждого условного знака карты нужно, чтобы дети имели конкретные представления о соответствующем реальном предмете. Такие представления накапливаются на экскурсиях в окрестности школы, для этого привлекаются также кинофильмы, картины, лепка из пластилина, работа с песком. Необходимо добиться, чтобы предметы были прочно связаны с их картографическим изображением. Для этого применяют одновременное рассматривание карты и картин в сочетании с художественным рассказом и чтением произведений. Более активной формой являются упражнения в чтении содержания карты или самостоятельном изображении учениками. Например, в упражнениях применяется прием "воображаемого путешествия" по карте, проводятся так называемые "топографические диктанты". Таким образом, с первых шагов работы с картой, дети приучаются видеть за условными обозначениями действительную природу.

В курсе географии У класса картографическим вопросам отведено значительное место. Им посвящена тема "Изображение Земли на глобусе и картах". Картографии нельзя учить и учиться со слов учителя или учебника, здесь нужен постоянный показ практики. Вторая особенность практических работ - применение таких задач и упражнений, большинство которых встречается в жизни детей. Наконец, большое внимание уделяется привлечению средств наглядности и рисованию. Широкое применение рисунков и чертежей, выполняемых учителем и учащимися, является сильным средством активизации обучения, незаменимым по своему педагогическому эффекту при усвоении вопросов ориентирования на местности и на плане. Педагогическая эффективность применения рисования и черчения в данной теме объясняется психологическими закономерностями формирования пространственных представлений.

В "VI классе, кроме закрепления знаний и навыков, сформированных ранее, ученики приобретают умения в определении расстояний без масштаба, по сетке вдоль меридианов и экватора, учатся определять приближенный масштаб в различных частях карты по географической сетке. Усвоение этих навыков знаний и умений происходит с Чтение карты развивает способности учащихся к логическому и диалектическому мышлению; мышлению большими категориями, с широким охватом явлений и предметов; приводит к формированию многосторонних, живых представлений об изображенной на карте территории; и наконец, является хорошей основой осознанного и твердого знания географии.

Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль - способствует упорядочению знаний, отмечает их усвоение и запоминание. Роль карты сохраняется не только в школе, но и тогда когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет и журналов. При хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. С этой целью учителя широко применяют различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или карточек по памяти, заполнение контурных карт, работа с немыми картами и др.

Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Карта является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии; решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории, прилегающей к школе.


Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула "без карты нет географии" заключает в себе глубокий смысл. Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно, но из этого вытекает еще одно положение: нельзя рассчитывать на улучшенное преподавание географии без серьезного внимания к вопросам картографической культуры. Последняя определяется не столько качеством и количеством карт и других картографических пособий, какими обеспечивается школа, сколько уровнем использования карты в обучении, общей постановкой работы с картой в школе.

Использованная литература

  1. Берлянт А.М."Карта рассказывает" - Пособие для учителей - Москва, изд. "Просвещение", 1978 г.
  2. "Методика обучения географии в средней школе" Академия педагогических наук СССР. - Москва, "Просвещение", 1968 г.
Hosted by uCoz